Перечень основных терминов лицензионной отрасли
Лицензирование (licensing) - это использование объектов интеллектуальной собственности в производстве, оформлении, рекламе товаров и услуг. Лицензирование объединяет интересы владельцев брендов, производителей и розничных торговых компаний, позволяя полностью раскрыть и расширить потенциал бренда.
На мировом лицензионном рынке существует несколько видов лицензирования:
-
лицензирование персонажей и развлекательного контента
-
лицензирование товарных знаков и корпоративных брендов
-
лицензирование в сфере моды
-
лицензирование в сфере спорта
-
лицензирование в сфере искусства
Лицензиар (licensor) — юридическое \ физическое лицо \ индивидуальный предприниматель, собственник изобретения, патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту (лицензиату) лицензию на использование своих прав в определенных пределах. Лицензиарами могут выступать патентообладатели, владельцы товарных знаков \ брендов, ноу-хау.
Лицензиат (licensee) – юридическое \ физическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности или использование объекта интеллектуальной собственности, соглашающиеся оплачивать вознаграждение (роялти).
Лицензионное агентство (licensing agency) - юридическое лицо, уполномоченный представитель лицензиара, наделенный правом вести переговоры от его лица, предоставлять лицензии, контролировать исполнение лицензионных договоров и осуществлять правовую защиту брендов.
Лицензионный договор (licensing agreement) - договор, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет право на использование объектов интеллектуальной собственности (лицензию), а другая сторона (лицензиат) выплачивает за это соответствующее вознаграждение (роялти).
Срок действия лицензионного договора зависит от усмотрения сторон. При этом необходимо учитывать сроки действия патентов и свидетельств. Одновременно со сроком действия договора могут быть определены условия его вступления в силу, порядок продления или досрочного расторжения.
Гарантийные выплаты (guarantee payments) - не подлежащие возврату суммы, выплачиваемые единовременно при подписании лицензионного договора или частями в течение оговоренного времени, представляющие собой застрахованную стоимость лицензионного договора.
Лицензионные платежи (licen e payment) - выплата физическим или юридическим лицом владельцу интеллектуальной собственности или создателю ч.-л. (товарного образца, произведения искусства и т.д.) за право использования этой собственности в коммерческих целях. Лицензионные платежи устанавливаются в лицензионных договорах, исходя, как правило, либо из действительной экономической отдачи от использования лицензии, либо исходя из предполагаемой прибыли лицензиата.
Роялти (royalty) - компенсация за использование лицензионных прав, выплачиваемая лицензиару и представляющая собой определенный % от продаж лицензионного товара.
Территория действия договора (dogovor application territory) - это перечень стран (регионов), на территории которых лицензиату предоставляется право на использование патентов, свидетельств или ноу-хау. В зависимости от объема предоставляемых по лицензионному договору прав различают:
-
территорию исключительного права - перечень стран (регионов), где лицензиату предоставлены монопольные права на использование предмета лицензии
-
территорию неисключительного права - перечень стран (регионов), где за лицензиаром сохраняются права на использование предмета лицензии и передачу их третьим лицам
Руководство по стилю брэнда (style guide) – руководство лицензиара (правообладателя) для лицензиатов по «сдаваемому в аренду» брэнду (обычно включает в себя принципы и руководство по дизайну, упаковке, представлению товара в ритейле, принцип контроля качества и т.д.). В первую очередь, обращается внимание на визуализацию, материалы и символы идентификации. Хорошо продуманные лицензионные отношения идут на пользу всем сторонам сделки - лицензиарам \ их агентам, лицензиатам, розничным торговцам и, в конечном счете, потребителям.
Каналы дистрибуции (distribution channels) – розничные сети, через которые организуется сбыт (осуществляются непосредственные продажи) лицензионной продукции.
Контроль качества (quality control) – контроль лицензиара за продукцией / услугами лицензиата, причем вопрос контроля качества является наиболее острым для компаний, сдающих бренды в аренду. Лицензиар имеет право проверять, насколько лицензиат поддерживает уровень качества продукции, насколько она соответствует по дизайну и характеристикам фирменному стилю брэнда.
DTR (Direct-To-Retail) – лицензионный договор, по которому лицензиар предоставляет права на использование брэнда ритейлеру напрямую (вместо производителя). В данном случае ритейлер самостоятельно несёт ответственность за оплату вознаграждения (роялти) и качество продукции.
Рейтинг представленности брендов (rating of brands representing in licensing) – это рейтинг, составленный на основе мониторинга розничных федеральных сетей \ специализированных магазинов, отраслевых выставок и тематических ярмарок.