Полезное для бизнеса: защита интеллектуальной собственности в новых условиях

23 Марта 2022

Мы запускаем новую рубрику «Полезные советы и эффективные инструменты для бизнеса», в которой эксперты детского и лицензионного рынка будут делиться своими бизнес-кейсами, идеями и аналитикой, обсуждать новые законы и юридические вопросы. Мы надеемся, что данная рубрика поможет вам в решении актуальных проблем, связанных с нынешней организацией и управлением бизнеса в новых реалиях.  

Патентика_Ковалева_1.jpgСерию публикаций открывает  «горящая» тема, касающаяся защиты интеллектуальной собственности в новых условиях и новостей об отзыве лицензий крупных игроков рынка. Тему освещает патентный поверенный по товарным знакам компании Patentica Екатерина Ковалева.


Сенсация! Интеллектуальная собственность в РФ отменена! Никаких больше роялти, Дядя Ваня вместо Макдональдса, свинку Пеппу обижают, Дисней отзывает лицензии!

Такими заголовками пестрят мировые СМИ, сея панику и вводя бизнес в заблуждение. При ближайшем рассмотрении все эти громкие заявления оказываются искажением фактов. К примеру, роялти отменяют лишь для принудительных лицензий, которые касаются очень узкого перечня стратегически важных товаров, «хайповая» заявка на Дядю Ваню с перевернутым логотипом Макдональдса – всего лишь заявка, которой должно быть отказано в регистрации (вспомните, как много было заявок со словами COVID и «корона» и какая их всех постигла судьба?), отказ в иске владельцу прав на свинку Пеппу – единичный случай на фоне ряда успешных исков той же компании только за последние две недели, а что именно отозвал Дисней, надо разбираться внимательно.

Для лицензионного рынка самыми тревожными кажутся, конечно, новости об отзыве лицензий таких крупных игроков, как Дисней, Сони и Уорнер Броз. Компании заявили об отказе выпускать в прокат анонсированные фильмы, а Дисней также заявил о приостановке лицензирования всего контента и продукции в России. Однако одно дело – прекращение вещания через свои каналы, а другое дело – прервать проекты, функционирование которых регулируется договорами, на изменение или расторжение которых потребуется время.

Это подтверждается самой компанией, на официальном сайте которой опубликовано заявление: «Мы предпринимаем шаги для приостановки всего бизнеса в России. Это включает лицензирование контента и продукции, деятельность Disney Cruise Line, журнала National Geographic, туры, производство местного контента и линейные каналы. Некоторые виды указанной деятельности мы можем приостановить и приостановим немедленно. Другие – такие как линейные каналы и некоторые виды лицензирования контента и продукции – потребуют дополнительного времени из-за договорных сложностей[1]».

Стоит помнить, что отзыв лицензий – процесс не мгновенный, поскольку он завязан на заключенные договоры, поэтому первое, что следует сделать лицензиатам – это обратиться к положениям договора. Условия расторжения договора и своевременного уведомления сторон должны быть четко прописаны, равно как и форс-мажорные обстоятельства, которые могут влиять на взаимодействие лицензиара и лицензиата.

Уточним, что термина «форс-мажор» в российском законодательстве нет, его заменяет понятие «обстоятельство непреодолимой силы», указанное в статье 401 ГК РФ. Торгово-промышленная палата России включила в перечень обстоятельств непреодолимой силы стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций и другие обстоятельства, не зависящие от воли сторон договора (контракта[2]) .

Чтобы понять, могут ли быть изменены положения лицензионного договора вплоть до расторжения из-за нынешней ситуации, нужно изучить сам договор. Если положения, регулирующие изменение и расторжение договора, в нём отсутствуют или изложены недостаточно четко, первым шагом будут переговоры с лицензиаром, а при невозможности достичь взаимовыгодные условия рекомендуем руководствоваться положениями ст. 451 ГК РФ и решать вопросы об изменении либо расторжении договора в судебном порядке – в том случае, если договор регулируется законодательством РФ.

Дополнительно обращаем внимание на то, что распоряжение правом на товарные знаки по договору подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Регистрировать также нужно все изменения к договору, а также его расторжение. Если же договор был заключён, но распоряжение правом по какой-то причине зарегистрировано в Роспатенте не было, стороны все равно обязаны исполнить друг перед другом взаимные обязательства (финансовые и иные).

Другой важный момент в случае расторжения – реализация товаров под товарным знаком, который был объектом лицензионного договора. Сроки и возможность реализации после расторжения нужно обязательно обговорить с лицензиаром, чтобы партия товаров, оказавшаяся на рынке после расторжения договора, не считалась контрафактной.

Отсюда вытекает еще один критически важный вывод: даже если договор лицензии был расторгнут, а компания официально заявила об уходе с российского рынка, это не значит, что все объекты интеллектуальной собственности можно свободно начать использовать. Любое использование без разрешения правообладателя будет считаться нарушением и преследоваться в рамках административного, гражданского и даже уголовного законодательства.

Никто не отменял интеллектуальную собственность ни для российских, ни для иностранных компаний, даже из тех стран, которые вошли в список «недружественных», поэтому мы предлагаем следующий порядок действий для лицензиатов:

1.      внимательно изучить положения договора, особенно связанные с изменениями и расторжением, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы;

2.      связаться с лицензиатом и обговорить условия взаимодействия в сложившихся условиях;

3.      в случае расторжения, обговорить сроки и условия реализации произведённого товара или проектов;

4.      в случае невозможности достичь договоренности, обратиться за судебным урегулированием;

5.      даже при расторжении договора не использовать объекты прав третьих лиц без разрешения;

6.      получить права на собственный оригинальный товарный знак и уже самим предоставлять лицензии третьим лицам, расширяя таким образом свой бизнес.




[1] https://thewaltdisneycompany.com/statement-from-the-walt-disney-company-in-response-to-the-ongoing-c...

[2] п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования ТПП России обстоятельств непреодолимой силы, утв. Постановлением Правления ТПП России от 23.12.2015 N 173-14, п. 1.3 Положения о свидетельствовании уполномоченными ТПП обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности, утв. Постановлением Совета ТПП России от 24.06.2021 N 7-2.

Материал подготовлен специально для Kids Russia & Licensing World Russia

Другие новости

ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР ONLINE. Перспективные проекты для лицензирования

ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР ONLINE. Перспективные проекты для лицензирования

17 мая в 15:00 на Licensing in Russia TV обсудим с экспертами рынка, как молодым брендам заявить о с...

Назад в будущее: разворот на Китай

Назад в будущее: разворот на Китай

Сегодня в логистической отрасли, как и в российской экономике в целом, сложилась ситуация неопределе...

Нокдаун для бизнеса или точки роста и новые рынки?

Нокдаун для бизнеса или точки роста и новые рынки?

Специально для рубрики «Полезные советы и эффективные инструменты для бизнеса» Анна Килимниченко, би...

Licensing in Russia провели рабочую встречу с представителями ритейла

Licensing in Russia провели рабочую встречу с представителями ритейла

Отраслевой проект Licensing in Russia организовал очередную рабочую встречу специалистов лицензионно...

ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР ONLINE. Трансформация ритейла

ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР ONLINE. Трансформация ритейла

19 апреля в 15:00 состоится очередная рабочая встреча с экспертами отрасли, среди которых представит...

Видеообзор «Kids Russia 2022 & Licensing World Russia 2022»: Новые точки роста и поиск возможностей

Видеообзор «Kids Russia 2022 & Licensing World Russia 2022»: Новые точки роста и поиск возможностей

Яркие тренды сезона и долгожданные новинки детской, канцелярской и лицензионной отрасли, продуктивны...

Параллельный импорт в России: что важно знать лицензионному рынку

Параллельный импорт в России: что важно знать лицензионному рынку

Сегодня в рубрике «Полезные советы и эффективные инструменты для бизнеса» мы коснемся вопроса легали...

Licensing in Russia провела очередную рабочую встречу с представителями лицензионного бизнеса в России

Licensing in Russia провела очередную рабочую встречу с представителями лицензионного бизнеса в Росс...

Запись эфира доступна на официальном YouTube – канале Licensing in Russia.

ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР ONLINE: чего хотят лицензиаты? Возможности и перспективы здесь и сейчас

ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР ONLINE: чего хотят лицензиаты? Возможности и перспективы здесь и сейчас

5 апреля в 15:00 состоится очередная рабочая встреча с пометкой «ВАЖНЫЙ РАЗГОВОР», в которой примут ...

Кирилл Паров (ПИКС СНГ): «В дальнейшем не исключены ценовые корректировки»

Кирилл Паров (ПИКС СНГ): «В дальнейшем не исключены ценовые корректировки»

О развитии бизнеса в сегодняшних условиях в интервью с Кириллом Паровым, генеральным директором комп...

Мария Лисейкина (ToyMafia): «Сейчас просто необходимо поднимать покупателю настроение»

Мария Лисейкина (ToyMafia): «Сейчас просто необходимо поднимать покупателю настроение»

Пройти мимо стенда ToyMafia на выставке Kids Russia 2022 было невозможно. Внимание к себе привлекали...

Опубликован Большой список номинантов премии «Золотой медвежонок-2021»

Опубликован Большой список номинантов премии «Золотой медвежонок-2021»

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров и Национальная ассоциация игрушечников России объяв...

Марина Моисеенко (БУМБАРАМ): «Детям не нужны санкции и проблемы, им нужны интересные и качественные игрушки»

Марина Моисеенко (БУМБАРАМ): «Детям не нужны санкции и проблемы, им нужны интересные и качественные ...

Российская компания «Бумбарам» уже более десяти лет производит и продает детские игрушки. Яркие нови...

Александр Косарев (GROOPPER): «Мы видим возможности для импортозамещения и развития местного производства»

Александр Косарев (GROOPPER): «Мы видим возможности для импортозамещения и развития местного произво...

На прошедшей выставке Kids Russia 2022 одной из точек притяжения большого количества посетителей ста...

Эксперты обсудили новые реалии российского лицензионного бизнеса на Licensing in Russia TV

Эксперты обсудили новые реалии российского лицензионного бизнеса на Licensing in Russia TV

Запись эфира доступна на официальном YouTube – канале Licensing in Russia.

Ольга Соболева (ПАРАДИГМА): «Мы всегда готовы предложить альтернативные решения»

Ольга Соболева (ПАРАДИГМА): «Мы всегда готовы предложить альтернативные решения»

На прошедшей выставке Kids Russia 2022 предприятие представило новую коллекцию упаковки для детской ...

Инна Ходус (MV.TOY): «Мы справимся со всеми вызовами и сложностями кризиса»

Инна Ходус (MV.TOY): «Мы справимся со всеми вызовами и сложностями кризиса»

В интервью руководитель компании MV.TOY Инна Ходус рассказала об участии в выставке Kids Russia 2022...

Стартовало открытое голосование «Золотого медвежонка»

Стартовало открытое голосование «Золотого медвежонка»

Ассоциация индустрии детских товаров объявляет о старте открытого онлайн-голосования в рамках провед...

«Золотой медвежонок» впервые отмечает День рождения

«Золотой медвежонок» впервые отмечает День рождения

Команда «ГРАНД ЭКСПО» поздравляет «Золотого медвежонка» с Днем Рождения и приглашает коллег принять ...