Детские товары в России: борьба с контрафактом в новых реалиях

14 Июня 2022

Из громких заголовков СМИ вполне может сложиться впечатление, что защита интеллектуальной собственности и борьба с контрафактом в России «отошли на второй план», однако так ли это на самом деле? О законодательных изменениях, легализации параллельного импорта и современных инструментах борьбы с контрафактной продукцией читайте в обзоре эксперта Никиты Мальцева, патентного поверенного РФ, к.ю.н., юриста компании «Городисский и Партнеры». Материал подготовлен специально для рубрики «Полезные советы и эффективные инструменты для бизнеса».

Мальцев 2_350.jpg

G_IP_Sec.png

Gorodissky IP Security – это LegalTech проект крупнейшей в России юридической фирмы в области интеллектуальной собственности. Платформа Gorodissky IP Security позволяет в режиме реального времени выявлять контрафактную продукцию в сети Интернет (в социальных сетях,  маркетплейсах, интернет-магазинах, досках объявлений и т.д.) и в досудебном порядке устранять нарушения, а также осуществлять мониторинг различной информации, в том числе о ценах и географии продаж конкретных продуктов, с подготовкой кастомизированного отчета для бизнеса. Платформа охватывает как российские, так и зарубежные Интернет-ресурсы (все страны СНГ, ЕС, США и др.).


Что поменялось в борьбе с контрафактом?

Несмотря на многочисленные публикации в СМИ, серьезных изменений как в сфере нормативного регулирования вопросов интеллектуальной собственности, так и в сфере правоприменительной практики не произошло.

Та самая «отмена компенсации» зарубежным правообладателям из «недружественных стран» касается только выплат по принудительным лицензиям в отношении объектов патентного права в интересах национальной безопасности (ст. 1360 Гражданского кодекса РФ). Указанная статья применяется в исключительных случаях (единственные примеры её «реализации» касались ремдесевира – лекарства для лечения Covid-19) и трудно представить, что эта норма повлияет на индустрию детских товаров в России. Решения судов, которые отказывают в защите прав со ссылкой на то, то правообладатель зарегистрирован в «недружественной стране» [1], являются редкими исключениями в действующей судебной практике, а не правилом [2]. Россия продолжает оставаться участницей всех международных конвенций в сфере интеллектуальной собственности.

Другими словами, спектр возможных инструментов для борьбы с контрафактной продукцией до сих пор многообразен и соответствует международным стандартам. У правообладателей сохраняется возможность взаимодействовать с полицией и таможней по вопросам борьбы с контрафактной продукцией, требовать привлечь нарушителя к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности, заявлять требования об изъятии и уничтожении контрафактной продукции, взыскании компенсации за нарушение прав.

Действительно важные изменения законодательства для индустрии детских товаров произошли только в части легализации параллельного импорта.

Новые реалии параллельного импорта

В условиях санкционного давления Правительство РФ приняло решение легализовать параллельный импорт в отношении определенного перечня товаров [3]. Указанный перечень был утвержден Приказом Минпромторга России от 19 апреля 2022 г. № 1532.

Таким образом, в настоящий момент в отношении определенного перечня товаров разрешен ввоз оригинальной продукции на территорию России без согласия правообладателя (т.е. не только по официальным каналам поставок).

Стоит подчеркнуть, что легализация параллельного импорта никоим образом не является легализацией контрафактной (в смысле поддельной) продукции, либо снижением требований к качеству продукции. На это обращает внимание и Минпромторг России: «Продукция, ввозимая в страну, должна отвечать всем требованиям к качеству, соответствовать всем нормативам, обладать необходимой разрешительной документацией» [4].

Приказ Минпромторга начал действовать 07 мая 2022 г. и о практике его применения таможенными органами говорить рано. В отсутствие официальных разъяснений возможно сделать только предварительные выводы.

В утвержденном перечне товаров есть категории, которые относятся к индустрии детских товаров. Примерами могу быть товары, попадающие под код группы ТН ВЭД 95 (Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности), либо под коды 61 и 62 (Предметы одежды и принадлежности к одежде). При этом подход таможенных органов к такого рода товарам будет отличаться:

  • Коды ТН ВЭД 61 и 62 (одежда) указаны без каких-либо товарных знаков, исходя из этого возможно сделать вывод, что разрешен ввоз любых товаров, соответствующих определенным кодам ТН ВЭД ЕАЭС.

  • В группе ТН ВЭД ЕАЭС 95 (игрушки) указан код 9504 50 000 9 (консоли для видеоигр) и конкретные товарные знаки XBox, PlayStation, Nintendo. Соответственно, в настоящее время возможно предположить, что разрешен «параллельный» ввоз только товаров, маркированных указанными товарными знаками.

Какие шаги возможно предпринять в текущей ситуации?

Отслеживать практику таможенных органов и вносить предложения о корректировке перечня товаров для параллельного импорта

Из логики построения приказа следует, что часть товарных знаков исключена из перечня (к примеру, это касается товаров 33 группы ТН ВЭД ЕАЭС (Эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические или туалетные средства). Представляется обоснованным, что исключение сделано для тех брендов, которые не объявили о своем уходе из России.

Ранее в СМИ со ссылкой на слова главы Минпромторга Дениса Мантурова появлялась информация о том, что министерство готово к оперативной корректировке списка подпадающих под параллельный импорт брендов в зависимости от решения компаний о работе в России [5]. Возможно предположить, что в ситуации, когда компания не объявляла о своем уходе из России и, соответственно, дефицита товаров на рынке не возникло, целесообразно направить в Минпромторг предложения о корректировке перечня.

Включить товарный знак в национальные ТРОИС стран ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия).

Легализация параллельного импорта в отношении определенных товаров в России не означает аналогичное регулирование на территории всех стран ЕАЭС. В связи с этим включение в национальные Таможенные реестры объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) других стран ЕАЭС позволит контролировать ввоз товаров в указанные страны и далее в Россию.

Использовать современные способы борьбы с контрафактной продукцией

Стоит признать, что отсутствие прежнего контроля со стороны правообладателей может привести к тому, что на рынке появится не только оригинальная продукция, ввезенная параллельным импортером, но и низкокачественный контрафакт. Бороться с такого рода продукцией обязательно стоит продолжать, ведь от этого напрямую зависит репутация Вашего бренда.

Современные технологии позволяют значительно упростить процедуру выявления предложений контрафакта в сети Интернет и сократить издержки по борьбе с ним. Одним из таких примеров является сервис Gorodissky IP Security – сервис, позволяющий мониторить и выявлять предложения о продаже товаров, маркированных Вашим объектом интеллектуальных прав (например, товарным знаком), онлайн 24/7.

В результате у Вас появляется возможность увидеть всю картину возможных нарушений на различных ресурсах и принять решение о стратегии дальнейших действий. Сервис позволяет направлять претензионные письма в адрес нарушителей, администраторов веб-сайтов / социальных сетей / поисковых систем, владельцев доменных имен, поставщиков Интернет-услуг (регистраторов, хостинг-провайдеров). Как правило, большинство нарушений (порядка 80%) удается устранить уже на этапе досудебного урегулирования. Если нарушитель не реагирует, сохраняется возможность продолжить борьбу традиционными способами: зафиксировать факты нарушения прав, осуществить контрольную закупку, направить претензионное письмо и обратиться в суд.


[1] Громким делом стал кейс Свинки Пеппы (Дело № А28-11930/2021), который сейчас обжалуется во Втором арбитражном апелляционном суде.

[2] Примерами дел, когда суд не принял аргументы ответчика о «недружественном» происхождении правообладателя, являются следующие: № А67-988/2022, № А67-1451/2022, № А67-1389/2022, № А67-2038/2022, № А27-10992/2021

[3] См. Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы»

[4] https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!otmena_otvetstvennosti_za_parallelnyy_import_ne_povliyaet_na_neobhodimost_markirovki

[5] https://tass.ru/ekonomika/14562243?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D


Другие новости

Пазлы, настольные игры, книги и товары для праздника – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Пазлы, настольные игры, книги и товары для праздника – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing Wor...

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

Новые участники спецэкспозиции «Современные траектории дошкольного образования» на выставке «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Новые участники спецэкспозиции «Современные траектории дошкольного образования» на выставке «Kids Ru...

Компании-экспоненты новой тематической зоны «ТОЧКА РОСТА: Современные траектории дошкольного образов...

«Точка продаж»: тенденции мировой детской розничной торговли на 2023 год

«Точка продаж»: тенденции мировой детской розничной торговли на 2023 год

B2B медиаресурс о розничной торговле «Точка продаж», информационный партнер выставки «Kids Russia &a...

«Лучший из лучших» на выставке «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

«Лучший из лучших» на выставке «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Мы запустили конкурс на лучший товар и инновационный продукт! Голосование пройдет с 28 февраля по 1 ...

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ» – экспонент «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

«МОЗАИКА-СИНТЕЗ» – экспонент «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

Товары для новорожденных, обучающие программы, красота и здоровье – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Товары для новорожденных, обучающие программы, красота и здоровье – новые экспоненты «Kids Russia & ...

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

«СТЕП ПАЗЛ» –  экспонент «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

«СТЕП ПАЗЛ» – экспонент «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

Товары для спорта, экологичные конструкторы и всё необходимое для детского сада – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Товары для спорта, экологичные конструкторы и всё необходимое для детского сада – новые экспоненты «...

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

Коллекционные игрушки, сканворды для детей, маркетплейсы – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Коллекционные игрушки, сканворды для детей, маркетплейсы – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing...

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

ТОЧКА РОСТА: Современные траектории дошкольного образования – новая тематическая экспозиция на выставке «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

ТОЧКА РОСТА: Современные траектории дошкольного образования – новая тематическая экспозиция на выста...

Компании-экспоненты новой тематической зоны получат уникальную возможность представить свои разработ...

Развивающие игры, творчество, инновации – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Развивающие игры, творчество, инновации – новые экспоненты «Kids Russia & Licensing World Russia 202...

К пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia & Licensing World Russia 2023» ...

«ТАРГЕТ» – экспонент «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

«ТАРГЕТ» – экспонент «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Компания «ТАРГЕТ» присоединилась к пулу экспонентов единой коммуникационной площадки «Kids Russia &a...

Чудесных каникул и новогодних праздников!

Чудесных каникул и новогодних праздников!

Уважаемые партнеры и коллеги, дорогие друзья!

Открыта регистрация посетителей на выставку «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Открыта регистрация посетителей на выставку «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Получить свой персональный электронный билет для бесплатного посещения профессионального события «Ki...

На «Kids Russia 2023» состоится Всероссийская конференция специалистов системы дошкольного образования издательства «Просвещение-Союз»

На «Kids Russia 2023» состоится Всероссийская конференция специалистов системы дошкольного образован...

Выставки Kids Russia & Licensing World Russia, объединяющие участников рынка товаров для детей и...

Центр новых предложений и брендов на «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

Центр новых предложений и брендов на «Kids Russia & Licensing World Russia 2023»

В рамках выставки будет работать «Центр новых предложений и брендов» – комфортное и оптимальное для ...

Kids Central Asia – новый масштабный отраслевой выставочный проект в Узбекистане

Kids Central Asia – новый масштабный отраслевой выставочный проект в Узбекистане

25 – 27 мая 2023 года в Узбекистане пройдет первая международная специализированная выставка товаров...

Альбина Мухаметзянова (ЯРКО): «Сегодня у нас в работе более пятнадцати проектов»

Альбина Мухаметзянова (ЯРКО): «Сегодня у нас в работе более пятнадцати проектов»

В начале 2023 года на выставке Kids Russia & Liсensing World Russia будут представлены не только...

Людмила Руденко (CODOS): «Спрос на детские машинки для стрижки растет с каждым годом»

Людмила Руденко (CODOS): «Спрос на детские машинки для стрижки растет с каждым годом»

Детский ассортимент не ограничивается играми, игрушками и наборами для творчества. На предстоящей вы...

Бренды подгузников «Магнита» обогнали Pampers в продажах

Бренды подгузников «Магнита» обогнали Pampers в продажах

Впервые в истории ретейлера СТМ стала популярнее признанного международного бренда. Среди товарных г...